Мероприятия по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

25-авг-2023

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ – грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.
Функциональная грамотность  – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Нормативно-правовые документы федерального уровня
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО 1.pdf
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176-04 О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 2.pdf
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности 3.pdf
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности 4.pdf
  • Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности 5.pdf
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности 6.pdf
                    Нормативно-правовые документы регионального уровня
* Приказ МО и науки "Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Башкортостан" от 20.09.21 № 1869.pdf
* План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Башкортостан plan-po-fg.pdf

* Приказ МКУ "Отдел образования" О мониторинге сформированности функциональной грамотности обучающихся на территории ГО  г. Стерлитамак" от 24.09.2021г 785.pdf
* План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций г. Стерлитамак на 2021-2022 учебный год plan.pdf
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ "Лицей№12" на 2021-2022 учебный год 700.pdf
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ "Лицей№12" на 2023-2024 учебный год 2023.pdf
Памятка для родителей по формированию функциональной грамотности pamjatka.pdf
Методические рекомендации МО и науки РБ в рамках развития функциональной (читательской) грамотности  pr1.pdf  pr-2.pdf

Миникеева Ж.В. "Формирование функциональной грамотности обучающихся как условие повышение качества  общего  образования" statja.pdf

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся 5,7 классов
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 
Группа компаний «Просвещение»Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотностиlдля учащихся 1-9 классов https://media.prosv.ru/fg/ 
"Российская электронная школа"Банк заданий по функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/ 
ФГБУ «Федеральный институт оценки качество образования»Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задачhttp://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf 


Образовательная экскурсия по математике

13-окт-2022

Умение решать компетентностно ориентированные задачи, формирование и оценка  всех аспектов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах – актуальная задача наших дней.
Образовательная экскурсия по математике, проведенная педагогами лицея для учащихся МАОУ "СОШ№8", позволила обучающимся увидеть важность математических знаний в их повседневной школьной жизни.
Учащимся  предлагались близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Задания, для развития математической грамотности, включали три структурных компонента:
контекст,в котором представлена проблема;
содержание математического образования, которое используется взаданиях;
мыслительная деятельность,необходимая для того,чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.